Коробка передач (коробка переключения скоростей) – один из основных механизмов автомобиля. Она предназначена для изменения передаточного отношения или, другими словами, для изменения крутящего момента, который передается от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. В связи с неравномерными значениями крутящего момента ДВС, возникающими при движении, необходимо переключать передачи. В России наиболее популярны два вида КПП:
Механическая коробка переключения передач (МКПП)
Основные достоинства механической КПП. В механической КПП переключение передач происходит вручную с помощью специального рычага, электроника при этом не используется. Такая КПП состоит из комплекта шестерен, зацепление которых в различных сочетаниях приводит к изменению передаточного числа. Одно из неоспоримых преимуществ механической КПП – высокий КПД, хорошие динамические характеристики. Кроме того, это простое устройство, экономичное по стоимости и обеспечивающее минимальный расход топлива и масла по сравнению с коробками других видов. Поговорим об этом наиболее подробнее.
При умелом использовании на механике можно значительно сэкономить расход топлива
Потребление машинного масла приблизительно в 3 раза меньше, чем на автомате
Ремонт МКПП обойдется гораздо дешевле, у нее нет сложных узлов
Высокая доступность сервиса, огромное количество мастерских и СТО по обслуживанию
При желании, возможность самостоятельного ремонта (для любителей)
В условиях России актуально: зимой легче завести машину на механике, т.к. в коробке меньше масла; по зимней дороге можно спокойно ехать с пробуксовкой, масло при этом не перегревается.
Существует мнение, что при движении на загруженных городских дорогах механическая КПП менее удобна в управлении. Необходимо обладать большим опытом водителя, чтобы действовать быстро и уверенно в любой ситуации. Это утверждение, пожалуй, один из основных минусов механики. Еще один немаловажный фактор – уменьшение ресурса двигателя. При использовании механики частенько переключение оборотов происходит в нагруженном режиме. Это приводит к износу двигателя.
В автоматической коробке передач переключение скоростей происходит автоматически. Переключение передач исполняют гидротрансформатор и планетарный редуктор. Редуктор состоит из нескольких планетарных передач, с помощью которых достигается большой диапазон передаточных чисел. Принцип работы планетарной передачи - основа функционирования автоматической КПП. Шестерни планетарной передачи (сателлиты) вращаются вокруг центральной (солнечной) шестерни. Они фиксируются вместе с помощью водила. Кроме того, существует внешняя кольцевая шестерня, которая имеет внутреннее зацепление с сателлитами. Во время движения происходит вращение закрепленных на водиле сателлитов вокруг центральной шестерни, а внешняя шестерня вращается вокруг сателлитов. Путем фиксации различных элементов этого механизма относительно друг друга достигаются различные передаточные отношения. В зависимости от режима двигателя, растут на нем обороты или уменьшаются, изменяется и давление масла, что сказывается на переключении передач – выше или ниже. Как и в механике, на автомате почти не используется электроника.
Основное преимущество автоматической КПП – простота и удобство управления. С таким механизмом любой, даже начинающий водитель, будет себя чувствовать на дороге уверенно и комфортно. Не нужно отвлекаться на переключение, легче следить за дорогой. Рассмотрим более подробно другие преимущества АКПП.
Ресурс двигателя больше за счет того, что водитель не может перегазовать, передачи можно переключать на полной мощности двигателя.
Двигатель и детали трансмиссии защищены от перегрузок и неполадок, которые могут возникнуть из-за некорректного переключения передач
Плавность хода: при переключении не происходит толчков автомобиля, нет отката в начале движения
Современные версии АКПП содержат 5,6 и 8-ми ступенчатые коробки передач. Это значительно улучшило динамические свойства АКПП и практически уравняло разгонные характеристики АКПП и МКПП.
Существуют и минусы в использовании автомобиля с АКПП.
Более низкий КПД, динамические показатели у большинства автомобилей с автоматами значительно уступают механике
Более высокая ценовая категория, сложность ремонта и технического обслуживания.
Расход топлива и особенно масла, все же больше - (в 2-3 раза)
В зимний период при сильном морозе могут возникнуть проблемы с зажиганием
Но, несмотря на все недостатки, с каждым годом свойства АКПП улучшаются производителями, и количество приверженцев АКПП возрастает. Какой вид КПП выбрать, зависит от индивидуальных предпочтений каждого водителя. Что для него более важно: комфорт, экономная эксплуатация или динамические свойства? После ответа на такие вопросы и происходит выбор КПП. В нашей автошколе курсант может выбрать для обучения автомобиль именно с той коробкой передач, которая ему подходит. У нас имеется большой парк транспортных средств с механикой и автоматом.