Новости автошколы "Цель"

Что такое АКБ и как его обслуживать

Что обозначает аббревиатура АКБ? В технике – это автомобильная аккумуляторная батарея, говоря проще – аккумулятор. Без него не может работать ни один автомобиль, АКБ – одна из основных его частей, источник получения необходимой энергии.


Современные автомобильные аккумуляторы можно разбить на два основных вида:

Обслуживаемые


Отличительная особенность обслуживаемых АКБ – присутствие специальных пробок, расположенных на верхней панели. Их можно выкрутить, чтобы проверить уровень и состояние электролита и других параметров (свинцовые пластины, плотность, присутствие кристаллов сульфатов), при необходимости долить электролит в банки.
 Безусловно, обслуживаемая АКБ обладает определенными преимуществами: простая конструкция; возможность контролировать состояние батареи для своевременного устранения неисправностей. И низкая цена – что немаловажно.

Необслуживаемые


Отличительная особенность обслуживаемых АКБ – присутствие специальных пробок, расположенных на верхней панели. Их можно выкрутить, чтобы проверить уровень и состояние электролита и других параметров (свинцовые пластины, плотность, присутствие кристаллов сульфатов), при необходимости долить электролит в банки.
 Безусловно, обслуживаемая АКБ обладает определенными преимуществами: простая конструкция; возможность контролировать состояние батареи для своевременного устранения неисправностей. И низкая цена – что немаловажно.
Второй вид АКБ – необслуживаемые, очень популярны. Главная их особенность – сплошной пластиковый корпус без пробок или других отверстий. Эта АКБ представляет собой герметичную конструкцию из 6-ти банок с пластинами, залитыми электролитом, который заливается на производстве на весь срок эксплуатации. В такой АКБ при нагреве и закипании электрохимическая жидкость поднимается вверх в виде пара, но она не покидает герметичный корпус, а превращается в конденсат и падает вниз.

Рассмотрим различные технологии, применяемые в аккумуляторах этого типа:

- с жидким электролитом, которые требуют доливки дистиллированной воды через специальные запаянные отверстия,
- гелевые, которые препятствуют парам электролита улетучиваться,
- с абсорбированным электролитом (AGM), не требующие обслуживания на протяжении всего рабочего времени,
- улучшенные кислотные батареи (EFB), имеющие на положительной пластине тончайший слой гигроскопического волокна, которое не допускает осыпания активной массы.
Какая же АКБ наиболее предпочтительна?
Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Выбор в данном случае индивидуален, он зависит от предпочтений водителя и марки выбранного автомобиля.
Неоспоримое преимущество необслуживаемой АКБ – отсутствие необходимости постоянной проверки. В таких батареях выкипание электролита гораздо меньше, чем в обслуживаемой АКБ. По срокам эксплуатации необслуживаемая АКБ также выигрывает, кроме того есть еще ряд достоинств: выдача большого пускового тока при запуске двигателя и низкая степень их саморазряда (до 2% в месяц, это в 10 раз меньше, чем у обслуживаемой АКБ.)

Необходимо учитывать, что зарядка необслуживаемой АКБ производится только с помощью специального зарядного устройства, исключающего ручную регулировку мощности тока. Обычные зарядные устройства не подойдут, т.к. они негативно отражаются на качестве аккумулятора и снижают его рабочий ресурс.
Не смотря на все достоинства необслуживаемых АКБ, обслуживаемые также пользуются высоким спросом и производятся в большом количестве. Это прежде всего объясняется более низкой стоимостью. Кроме того, автомобили отечественного производства не обладают достаточно качественной автомобильной электрикой, необходимой для успешного функционирования необслуживаемой АКБ.

Обслуживание такой АКБ понадобится, если снизились ее характеристики и в результате - либо не заводится двигатель, либо слишком медленно крутится стартер. В таком случае нужно:
- долить дистиллированной воды (электролита),
- очистить корпус от грязи и налета,
- осуществить подзарядку зарядным устройством.
Своевременное и правильное обслуживание АКБ продлевает его срок службы и увеличивает надежность запуска мотора на сильном холоде.
Очевидно, что каждая из этих АКБ имеет свои недостатки и достоинства. Автовладельцы новых моделей, оснащенных современной электроникой, отдают свое предпочтение необслуживаемым АКБ, а автовладельцы транспортных средств “со стажем” выбирают обслуживаемые аккумуляторы.

И тем, и другим мы желаем успешной и долгой эксплуатации!